×
Поисковая система музыки в формате mp3 на audiopoisk.com
У нас 2179866 песен, 68965 исполнителей, 185200 альбомов
Во второй половине 19 в. происходит формирование двух основных композиторских школ: петербургская Новая русская школа, или «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский и др.) и московская школа во главе с Петром Ильичем Чайковским (С. И. Танеев, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов). Наиболее полно эстетика «кучкизму» раскрывается в двух исключительно новаторских по стилю и форме операх М. П. Мусоргского – историко-психологической трагедии Борис Годунов (1868, вторая редакция 1872 г.) и народной музыкальной драме Хованщины (1881). По сравнению с петербургской школой, эстетика московской (эта школа складывалась стихийно и не имела каких-либо фиксированных кружков, объединений) была более консервативной, более связанной с классическими моделями «чистую» музыку, с одной стороны, и с окружающим своеобразным музыкальным обиходом древней столицы, с другой. Высшими достижениями школы явились многочисленные оперы (в их числе Евгений Онегин, 1878; Пиковая дама, 1890), симфонии (шесть, 1866-1893), балеты, симфонические сюиты, увертюры, поэмы, романсы П. И. Чайковского.
В общем, в советский период отношения музыкантов с государством складывались противоречиво. С одной стороны, перед ними открывалась возможность бесплатного обучения, исполнения и публикаций произведений; отечественная исполнительская школа переживала бурный расцвет благодаря как личностям, чему сложился в дореволюционном, так и притоке свежих сил в консерватории (например, к 1920-1930-м годам относятся дебюты пианистов С. Т. Рихтера, М. В. Юдиной, Э. Г. .Гилельса, Л. Н. Оборина, скрипачей Д. Ф. Ойстраха, Л. Б. Когана) и государственной поддержке филармоний, оперных театров и др. Кроме того, талантливые люди сразу попадали под жесткий контроль. Хотя музыка как искусство в меньшей степени понятийна, чем литература, театр или живопись, это не спасало ее от актов насилия со стороны государства.
Известно также из курса музыкальной литературы предыдущего года, который большой расцвет приобретают в Украине XVI-XVII вв. думы и народные песни: лирические, шутливые, танцевальные, исторические. Между упомянутыми жанрами существовали связи. На кант и псалом влияла народная песня, кант, в свою очередь, влиял на партесный концерт. Народные лирические песни приобретают популярность не только в Украине, но и за ее пределами. О высоком уровне музыкального искусства свидетельствует изданная в Вильно в 1677 г. "Грамматика мусикийная" киевлянина Николая Дилецкого - известного педагога и композитора. Беспокойство казацкого государства о развитии музыкального искусства проявилось даже в том, что в 1652 г. Богдан Хмельницкий подписал универсал об образовании музыкального цеха в Левобережной Украине. На Запорожье существовали специальные школы, которые готовили профессионалов вокальной музыки и церковного пения. Учиться сюда ехали со всей Украины.
Если мы обратим более пристальное внимание на музыку, то увидим, что она часто начинает объединяться с другими видами творчества, обладающими способностью более сильно конкретизировать содержание. Взять в пример синтетические жанры – песня и балет. Здесь музыкальные образы дополняются и конкретизируются другими образами – визуальными или слуховыми. Такое сочетание ведет к большему и более точному пониманию значения, заложенного автором. Идет некоторый перевод на конкретные жизненные образы, ситуации, которые сами по себе воспринимаются людьми. Движение, накладываемое на музыку в танце, несет некоторое значение, которое, в сочетании с содержанием музыки, дает более четкое представление об области, в которой должны распространяться наши эмоции.