×
Поисковая система музыки в формате mp3 на audiopoisk.com
У нас 2179866 песен, 68965 исполнителей, 185200 альбомов
С середины 17 в. наступает переломный момент в русском церковно-певческом искусстве: укрепляется новый стиль хорового многоголосия – партес, привезенный в Москву певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на нормах западноевропейского гармонического письма. Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя достаточно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовная псалма (кант), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шутливые.
Если мы обратим более пристальное внимание на музыку, то увидим, что она часто начинает объединяться с другими видами творчества, обладающими способностью более сильно конкретизировать содержание. Взять в пример синтетические жанры – песня и балет. Здесь музыкальные образы дополняются и конкретизируются другими образами – визуальными или слуховыми. Такое сочетание ведет к большему и более точному пониманию значения, заложенного автором. Идет некоторый перевод на конкретные жизненные образы, ситуации, которые сами по себе воспринимаются людьми. Движение, накладываемое на музыку в танце, несет некоторое значение, которое, в сочетании с содержанием музыки, дает более четкое представление об области, в которой должны распространяться наши эмоции.
Здесь же происходит отделение исполнительского искусства и становление его как отдельной сферы, причем очень важной в реализации музыки. Появляется отдельная категория исполнителей, которые вовсе не обязаны быть композиторами, а должны просто уметь воспроизводить музыку, написанную другими, по нотной записи. Но тут же возникает ярко выраженная потребность в индивидуальной трактовке музыки, варьировании и аранжировке музыкального произведения, записанного на нотном языке. Здесь начинают обращать внимание на наличие у музыкантов собственного стиля, манеры игры и вообще представления о том, как должна звучать та или иная композиция. Это сделало музыку более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится, манера этого исполнителя мне больше по душе и т.д.
С конца 1860-х годов музыкальная жизнь России меняется. Если раньше музыкальное образование считалось привилегией высших слоев общества, то теперь оно распространяется и на другие. Открываются Петербургское (директор Антон Григорьевич Рубинштейн) и Московское (директор Николай Григорьевич Рубинштейн) отделение Императорского русского музыкального общества (ИРМО), которые стали проводить регулярные циклы общедоступных симфонических и камерных музыкальных собраний, музыкальные конкурсы. ИРМО явилось основателем консерваторий в обеих столицах (Петербург – 1862, Москва – 1866, возглавлялись братьями Рубинштейнами); В течение 1860—1890-х годов отделения ИРМО и музыкальные классы при них открылись во многих крупных городах, к концу века они переросли в училища или консерватории. В Петербурге некоторое время существовала Бесплатная музыкальная школа (БМШ), созданная в 1862 году хоровым дирижером, автором церковной музыки Гавриилом Алексеевичем Ломакиным (1812-1855) и композитором, пианистом, педагогом М. А. Балакиревым.