×
Поисковая система музыки в формате mp3 на audiopoisk.com
У нас 2179866 песен, 68965 исполнителей, 185200 альбомов
Во второй половине 19 в. происходит формирование двух основных композиторских школ: петербургская Новая русская школа, или «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский и др.) и московская школа во главе с Петром Ильичем Чайковским (С. И. Танеев, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов). Наиболее полно эстетика «кучкизму» раскрывается в двух исключительно новаторских по стилю и форме операх М. П. Мусоргского – историко-психологической трагедии Борис Годунов (1868, вторая редакция 1872 г.) и народной музыкальной драме Хованщины (1881). По сравнению с петербургской школой, эстетика московской (эта школа складывалась стихийно и не имела каких-либо фиксированных кружков, объединений) была более консервативной, более связанной с классическими моделями «чистую» музыку, с одной стороны, и с окружающим своеобразным музыкальным обиходом древней столицы, с другой. Высшими достижениями школы явились многочисленные оперы (в их числе Евгений Онегин, 1878; Пиковая дама, 1890), симфонии (шесть, 1866-1893), балеты, симфонические сюиты, увертюры, поэмы, романсы П. И. Чайковского.
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намеки на любой образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, возраст некоторых частей длятся менее 1 мин.), необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шенберга в начале двадцатых гг. к разработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Произведения, написанные около додекафонной технике, основаны на разнообразных повторах т. н. серии (см. Серийная музыка), которая, по мнению представителей этой школы, является развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов Э. - монодрама Шенберга "Ожидание" (1909); в ней царит состояние удручающего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса.
Следовательно, к 17 в. существовал единственный вид профессионального музыкального искусства – церковное пение. В 15–16 вв. этот музыкальный облик был вполне самостоятельен, но с приходом христианства в Византии также была заимствована и система пения – осмогласие, а также способ его записи. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: строго вокальный характер церковного творчества - православный канон исключает употребление каких бы то ни было инструментов; теснейшая связь слова и звука; плавность мелодического движения; строчное строение целого (т. е. музыкальная форма выступала как производная от языковой, поэтической).
Известно также из курса музыкальной литературы предыдущего года, который большой расцвет приобретают в Украине XVI-XVII вв. думы и народные песни: лирические, шутливые, танцевальные, исторические. Между упомянутыми жанрами существовали связи. На кант и псалом влияла народная песня, кант, в свою очередь, влиял на партесный концерт. Народные лирические песни приобретают популярность не только в Украине, но и за ее пределами. О высоком уровне музыкального искусства свидетельствует изданная в Вильно в 1677 г. "Грамматика мусикийная" киевлянина Николая Дилецкого - известного педагога и композитора. Беспокойство казацкого государства о развитии музыкального искусства проявилось даже в том, что в 1652 г. Богдан Хмельницкий подписал универсал об образовании музыкального цеха в Левобережной Украине. На Запорожье существовали специальные школы, которые готовили профессионалов вокальной музыки и церковного пения. Учиться сюда ехали со всей Украины.